Art-plakat.ru
МАГАЗИН ФОТОГРАФИЙ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Вы здесь: Art-plakat.ru > Полезная информация > Фотография как искусство > Интервью коллекционера
РАМКИ для новогодних подарков

Интервью коллекционера

Коллекционирование фотографий – меценатство нашего времени. В США этот процесс начался в конце 70-х годов прошлого века, в Европе, в конце 80-х. В России коллекционировать художественные снимки начали лишь пять лет назад. И если за рубежом существуют тысячи галерей, – в одном только Лондоне их около сотни – то в Москве их насчитывается всего три. Одна из них – галерея братьев Люмьер в ЦДХ. Не так давно в этой галерее проходила фотовыставка, для которой несколько российских коллекционеров предоставили снимки из своих собраний. Один из них – Игорь Иванович ГОРШКОВ – рассказал нашему изданию об особенностях коллекционирования фотографий в России.

 

Игорь, как давно началось Ваше увлечение?
Я занимаюсь этим всего один год, но моя коллекция насчитывает уже около 150 работ.

Почему Вы решили обратиться именно к фотографии?
Все началось с того, что три года назад у меня проснулась страшная тяга к фотографированию. Я купил цифровой фотоаппарат Canon 20D, к нему – множество разных объективов, и начал снимать. Но дело не пошло – снимки выходили посредственные. Тогда я купил Canon 5D – результат прежний. Накупив разных фотожурналов, я упорно продолжал докапываться до истины, записался на курсы, читал специальную литературу… И постепенно ко мне стало приходить понимание того, что такое настоящая фотография. Из всего обилия фоторабот глаз сам начал выхватывать какие-то особенные кадры, которые цепляли, заставляли задуматься, оценить профессионализм и талантливость автора. Так я вышел на галерею братьев Люмьер и купил там две первые работы.

Можно ли увлечься коллекционированием, просто зайдя в хорошую галерею?
Конечно, нет. Интересуясь фотографией, я познакомился с одним из коллекционеров – искусствоведом и историком. Именно из разговоров с ним я начал понимать, что существует коллекционная фотография и люди, которые серьезно этим занимаются.

Поделитесь, каковы критерии отбора коллекционных снимков?
У каждого коллекционера есть своя тема. Если собираешь все подряд – это уже не коллекция. Кроме того, существуют два таких понятия, как коллекционер-фотограф и коллекционер фотографии как вида искусства. Первый случай – это когда коллекционируются снимки исключительно из-за их тематики. Например, фотографии рук в различных ракурсах или фотографии счастливых билетов на трамвай и т.п. Второй вариант – коллекционирование снимков, представляющих художественную ценность, но тоже в соответствии с определенным замыслом.

Каким именно?
Коллекционер решает сам. Определившись с темой, он обращает внимание только на те снимки, которые ей соответствуют. Значит, если редкая и уникальная фотография не соответствует вашей теме, Вы ее не купите? Интерес к снимку не соответствующему замыслу может возникнуть очень редко. Потому что все собрать и купить невозможно даже в теории, тем более на практике. Поэтому, если такие фотографии иногда и покупаются, то, как правило, для последующего обмена на нужные для коллекции. Единственное исключение, пожалуй, если снимок действительно представляет собой что-то единственное, уникальное и неповторимое. Например, первая фотография в мире. Почему бы, если есть такая возможность, ее у себя и не иметь? Просто так, для удовольствия.

У Вас такие снимки есть?
Коллекционное фотоДа. Например, фотография святого Амвросия – основателя монастыря «Оптина Пустынь». Дело в том, что моя компания называется «Оптина». Когда я увидел в журнале статью с этим снимком, то естественно обратил на него внимание. Суть была в том, что некий реставратор фотографий 15 лет назад нашел в архивах «Оптиной Пустыни» совершенно обесцвеченный отпечаток. На нем практически ничего не было видно. С помощью специальных технологий ему удалось вытянуть информацию, содержащуюся на нем, и распечатать в таком виде, что стало понятно, кто на ней изображен. Я срочно нашел этого человека и к великому своему счастью смог эту фотографию приобрести. Кстати, в процессе общения с этим реставратором оказалось, что у него в арсенале имеются священнослужители разных времен, включая дореволюционные. У меня даже была мысль собирать фотографии касающиеся православия. Но, потом я понял, что эти фотографии очень редки, дороги и их очень сложно искать. Поэтому от идеи пришлось отказаться.

Вашей темой стала советская фотография, как Вы к этому пришли?
Однажды мне попались фотографии конца 50-х – середины 60-х годов – периода, на который пришлось мое детство. Это была репортажная съемка города – улицы, дома, люди. В общем, все то, что характеризовало тот период истории нашей страны. И я понял, что не могу смотреть на эти снимки равнодушно. При этом, к своему удивлению, я узнал, что тема советской фотографии в круг интересов коллекционеров еще не попадала. Они не считались искусством – искусство, мол, было до революции. Я же решил с этим поспорить.

Что больше всего привлекает Вас в этих кадрах?
Коллекционное фотоГлядя на них, сразу становится понятно в какое время они были сделаны. Чего стоит, например, съемка автоматов с газированной водой фотографа Александра Галкина. Или магазин женских шляпок – в детстве я любил гулять по ГУМам и ЦУМам, и, глядя на эту фотографию, я словно опять возвращаюсь в то время. Или снимок фоторепортера «Огонька» Льва Бородулина, сделанный на Олимпиаде в 1960-м году. То, как изображен на ней спортсмен совершенно не характерно для снимков советской печати. Тогда за этот снимок Бородулин получил строгий выговор. А сегодня эта фотография с подписью автора обошлась мне в 4 тысячи долларов. Она не совсем соответствует моей теме – духа времени на ней не прослеживается, но она останется у меня навсегда, поскольку ее автор принадлежит к «моей» плеяде фотографов.

Вас интересует не только тематика, но и сами фотографы?
В 1957 году в Москве прошел фестиваль молодежи. В то время к этому событию было приурочено несколько выставок молодых начинающих фотографов. И многие из них получили признание фотографов-мастеров, прошедших войну. И эти несколько десятков человек, отмеченных на выставках, составили плеяду фотографов шестидесятников – семидесятников. Именно их я теперь и стараюсь найти. Более точно моя тема называется «Время 60-х, раскрытое через репортажную съемку». И есть интерес к конкретно этим фотографам.

Кого-то уже удалось найти?

Я познакомился с Владимиром Лагранжем – у него очень много интересных фотографий того времени и интересных отпечатков вообще. Например, снимок 1962 года, сделанный с Большого театра – голова коня, вид на Театральную площадь, троллейбусы-трамваи. Или кадр, сделанный из гостиницы: Москва – кусочек Манежной площади. Фотография очереди в Мавзолей в 60-е годы, снимок под названием «Прическа хала», сделанный в салоне красоты в 1963 году, паровоз мчащийся на всех парах в то время, когда над ним уже проводят линии электропередач. У меня около 30-ти снимков этого фотографа. Кроме того, я приобрел ряд замечательных фотографий у Нины Александровны Свиридовой. Например «Мадонну», завоевавшую множество призов и наград на выставках. Эта фотография не соответствует моей теме, но, с точки зрения художественной фотографии, она мне очень нравится.

Чем Вы руководствуетесь, приобретая фотографию по той или иной цене?
У каждого серьезного коллекционера есть налаженные связи в кругу экспертов. У меня также есть свой консультант. Он знакомит меня с фотографами, которые могут меня заинтересовать, подсказывает, на что стоит обратить внимание. В последний раз мы с ним вместе ходили к одному известному фотографу – Леониду Лазареву. И с его помощью я отобрал несколько снимков. Они сделаны 1957 году, но напечатаны в настоящее время. Поэтому цена на них не очень высокая. В целом же, ценообразование носит случайный, спонтанный характер – как решит владелец. Например, некоторые из приобретенных мною фотографий стоят 600 долларов, а другие, не менее ценные – 150. А все потому, что автор, продающий свои фотографии не знает, что творится на рынке и никогда не думал, что их продаст. Ему, может быть, и эту цену неудобно называть.

Дорого обходится увлечение?
В месяц на приобретение фотографий я трачу в среднем 5 – 7 тысяч долларов.

На что Ваши идеи направлены сейчас?
Коллекционное фотоПомимо коллекционирования, мне очень хочется издать альбомы авторов, которые мне интересны. И на этот предмет я уже веду переговоры с Лагранжем, почти договорился с Лазаревым. Я хочу сделать это для того, чтобы открыть эти и другие имена для широкой публики. Кто-то не успел прославить свои работы – ушел из жизни, кто-то об этом не думал. А у меня присутствует огромное желание пропагандировать фотографию и этих авторов. С другой стороны, может быть, когда-нибудь издание этих альбомов будет способствовать росту коллекционирования в России. А у людей, купивших эти альбомы, появится возможность если не коллекционировать, то хотя бы иметь эти альбомы у себя дома и наслаждаться интересными снимками. Пилотный проект мы в этом году непременно сделаем. Причем на двух языках – пусть наших узнают и на Западе.

 

О цене
Больше всего на цену влияет время, когда был сделан снимок: чем он старее, тем дороже. Кроме того, существует еще и такой критерий, как винтажность. Этим термином обозначают фотографии снятые, напечатанные и подписанные автором в одно и то же время. Такие снимки на сегодняшний день самые редкие и ценные. Важно и техническое исполнение. Поскольку фотограф, сидя у проявителя, мог где-то передержать, где-то недодержать, что-то затемнить – и получается, что он сам сделал несколько отпечатков одного и того же кадра, но разного качества. И если неудачные работы он тогда не выбросил, то сейчас они вполне могут появиться на рынке. Цена на них, соответственно, тоже разная.

Об этике
На первый взгляд, кажется, что современных отпечатков старых кадров можно сейчас сделать сколько угодно. И в России это иногда практикуется, тогда как на Западе к этому вопросу подходят очень строго. Например, фотографии Олимпиады 1972 года в Мюнхене больше ценятся, если они сделаны немецкими фотографами. Потому что, если в Германии автор говорит, что эта фотография сделана в единственном экземпляре, то можно не сомневаться в том, что так оно и есть. К нашей же фотографии такого доверия нет. Отпечатали 3 – 4 кадра – один уехал в Германию, другой – в Штаты. Кроме того, в России бывали случаи, когда автор фотоснимков пытался искусственно состарить фотографии и вывезти их за рубеж. Там его конечно со скандалом раскрывали. Все это не добавляет чести нашим коллекционерам и фотографам.

О конкуренции
На относительно недорогие снимки, особенно винтажные, конкуренция в России уже существует. И, зная, что интерес к коллекционированию фотографии растет, и цены на нее повышаются, люди начинают увлекаться коллекционированием. Если раньше фотографии стоили 20 долларов, а сумма в 50 считалось заоблачной, то сейчас и 4 тысячи не предел. А вокруг, к примеру, фотографий Родченко или пикториальной фотографии начала прошлого века особого ажиотажа нет. Если есть несколько десятков тысяч долларов и желание заниматься поиском таких снимков – пожалуйста, на пятки такому коллекционеру в России никто наступать не будет.

О перспективах коллекционирования
По некоторым сведениям, в России осталось от 5 до 15 тысяч отпечатков интересных с точки зрения коллекционирования. После многочисленных перетрясок в нашей стране все выбрасывалось, никто не думал, что фотография станет предметом искусства. Кто будет спасать такой хлам во время революции, войны и т.д.? 2 – 3 фотографии на память и все. В то время как на Западе фотографий миллионы. Можно запросто зайти в Интернет и найти любого автора по любой теме.

 

Текст: Татьяна ПОПОВА
журнал "Фотодело"
#3/2007 (март)

 

© 2006 Все права защищены.

Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только в некоммерческих целях с обязательной ссылкой на Art-plakat.ru.

Заказ по телефону: (495) 543-6573, понедельник-пятница с 10.00 до 19.00. E-mail info@art-plakat.ru

Rambler's Top100