Art-plakat.ru
МАГАЗИН ФОТОГРАФИЙ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ
Вы здесь: Art-plakat.ru > Полезная информация > Фотография как искусство > Рынок коллекционной фотографии
РАМКИ для новогодних подарков

Рынок коллекционной фотографии

В Москве можно говорить только о зарождении рынка коллекционной фотографии, пока он еще не существует. Имевшие место аукционные продажи, так же как галерейные, - это еще не бизнес, а скорее проверка состояния рынка. Первая причина - отсутствие знаний о фотохудожниках и фотоискусстве. Причем это относится не только к зрителям-покупателям, но и к критикам, специалистам. О фотографической критике можно говорить весьма условно, поскольку нет никого, кто бы устанавливал приемлемым образом иерархию цен, кто бы советовал, что достойно внимания, а что нет. Однако, будущее у рынка коллекционной фотографии в России, несомненно, есть. Общество, перенимающее многие западные модели, и здесь склоняется к мировым традициям. Пока российский рынок присматривается к фотографии, посмотрим, каковы тенденции рынка коллекционного фото западнее Москвы.
 

В последние годы появляется все больше галерей, специализирующихся на фотографии. В Лондоне, Париже, Берлине их десятки. Самый развитый рынок - в США. В Нью-Йорке фотогалерей больше всего. Новые экспозиции открываются каждый месяц. Аукционные цены на фото перешли за сотни тысяч долларов. Снимки коллекционируют почти как картины. Известная фотография на стене не уступает картине. Но это не только мода, а фотография - не только произведение искусства. Это - инвестиция капитала.

$17 млн. - таков рекорд трех нью-йоркских аукционных домов на самых последних аукционах фотографии. "Близнецы" Дайан Арбус (Diane Arbus) были проданы почти за полмиллиона долларов. Сумма огромная, но не самая высокая в мире. Два рекордсмена рынка - это снимок XIХ века Гюстава ле Гре (Gustave le Gray), проданный за $840 тыс., а самая дорогая продажа современной фотографии - работа Андреаса Гурского (Andreas Gursky), за которую коллекционер заплатил более полумиллиона долларов.


Знаменитые коллекционеры

Рост цен явственно говорит о моде. Мода создается не только по желанию продавцов, хотя раскрутка тенденции дилерами имеет место. Они убеждают, что фотография - это неплохое вложение капитала. Дизайнеры интерьеров также создают моду на декорирование домов и офисов фотоснимками. Рынок эту моду подхватил. Хорошая фотография по карману большему числу людей, чем хорошая картина. Кроме того, фотография более доступна для обычного покупателя, который не разбирается в тонкостях современного искусства.

Начало же тенденции коллекционирования фотографии положили звезды. Они превратили свои дома в частные галереи.

Пожалуй, самый известный коллекцонер в фотографическом мире - Элтон Джон. Он не раз говорил, о том, что самая любимая из всех его коллекций - это коллекция фотографии. А увлечений у него много. "Меня вдохновляет красота," - сказал он в интервью журналу "Forbes". "В каждом из моих пяти домов я окружен работами выдающихся современных художников". На искусство, одежду известных марок и автомобили класса люкс Элтон Джон тратит миллионы долларов. Его собрание насчитывает 400 снимков самых знаменитых фотографов: Хорста (Horst), Пенна (Penn), Ритца (Ritts), Паркинсона (Parkinson) и Ньютона (Newton).

Мадонна, подобно другим знаменитостям, начала с картин современного искусства, но со временем заинтересовалась фотографией. Среди других в ее собрании работы Гая Бурдэна (Guy Bourdin) и Тины Модотти (Tinа Modotti).


Следом за звездами

За звездами последовали менее знаменитые. В покупках им помогают специализированные галереи, которые растут, как грибы. С Запада мода на коллекционирование фотографии дошла до Польши. Там появились первые коллекционеры и первые коммерческие галереи, специализирующиеся на фотографии. В этом году в Варшаве открылись две таких. Формируется покупательский спрос. Если раньше на выставки люди приходили только смотреть, им даже не приходило в голову, что снимки можно купить, то сейчас начинают спрашивать о покупке. Но все же галереи исполняют, прежде всего, образовательную функцию, поскольку полякам не хватает осознания, что фотографию тоже можно коллекционировать.

Так же как в России, в Польше все еще существует убеждение, что раз фотографий можно напечатать много, то они не могут так дорого стоить. Люди предпочитают за ту же цену купить картину и быть уверенными, что такой не будет иметь никто другой. Тем временем коллекционные отпечатки подчиняются своим правилам: они выходят в ограниченной серии (один снимок имеет самое большее 20 экземпляров) при этом соответственно описаны и пронумерованы; величина тиража влияет на рыночную стоимость снимка; они выполняются на специальной бумаге с гарантией, что она не выцветет за 100 лет. Это стандарт западного рынка, у нас случается, что даже сами художники их не ценят в полной мере.

Варшавские аукционные дома Polswiss Art и Rempex провели первые аукционы фотографий, 3 ноября Rempex организует следующую. Однако пока аукционы не имели финансового успеха. Не было продано даже половины выставленных работ - интерес к фотографии есть, но деньги пока за ним не следуют. Чтобы возникло коллекционерское сознание, общество должно стать более обеспеченным. В интервью "Газете Выборчэй" фотограф Томаш Гудзоваты (Gudzowaty), получивший награду World Press Photo и несколько месяцев назад открывший в Варшаве галерею Yours Gallery, говорит, что он опередил спрос на фотографию, который непременно вскоре появится. Сегодня его снимками интересуются прежде всего иностранцы, хотя галерею в центре города посещают и варшавяне. Большинство все же покупает открытки с фотографиями и каталоги (они намного дешевле снимков, за которые нужно заплатить от $500 до $1000 за отпечаток).

Хорошо зарабатывающих и страстных коллекционеров в Польше горстка. Предположительно их число не превышает двух десятков. Это в основном руководители высшего ранга, часто выезжающие за границу, главным образом в США, ведь Нью-йоркский рынок - самый развитый в мире. Их покупки неслучайны, а коллекции насчитывают по несколько десятков снимков. Рынок пока только формируется, и цены исключительно низкие.

Похожим образом события развивались и на Западе. В 70-е годы, когда фотографы начали продавать отпечатки, цены формировались на уровне $200-500 за снимок. Сейчас средние западные цены начинаются от $50 тыс. За польские снимки надо выложить от 500 злотых до 2,5 тыс. злотых (от $125 до $6250). Поляки оптимистично оценивают рынок фотографии как рынок будущего. Польские специалисты предполагают, что сложившаяся в настоящее время ситуация изменится в течение нескольких лет, и за модой на фотографию придут большие деньги.

Таким образом, на рынке коллекционной фотографии можно констатировать устойчивый рост инвестиций. Причем формирующийся рынок показывает высокий рост прибыли.

 

Инна Реут
http://www.fmbiz.ru
 

© 2006 Все права защищены.

Полное или частичное использование любых материалов с сайта возможно только в некоммерческих целях с обязательной ссылкой на Art-plakat.ru.

Заказ по телефону: (495) 543-6573, понедельник-пятница с 10.00 до 19.00. E-mail info@art-plakat.ru

Rambler's Top100