Великие художники разных эпох не
только придавали огромное значение правильному выбору обрамления для своих
картин - они делали эскизы элементов багета или даже сами его изготавливали.
Леонардо да Винчи, к примеру, считал, что "рама создает специальный ореол
вокруг картины, она не должна просто обрамлять - она должна быть с ней единым
целым".
Наверное, стоит прислушаться к
мнению великого Леонардо и подойти к выбору рамы со всей серьезностью. Неважно,
что вы хотите обрамить, важно, как это сделать. Прямо скажем, задачка не из
легких. С одной стороны, рама должна подчеркнуть неповторимость и
индивидуальность произведения искусства, а с другой - быть полноценным
элементом декора, объединяющим изображение и тот интерьер, в который оно
помещено.
В раму можно заключить практически
все: живописное полотно, рисунок углем, старинную гравюру, вышивку, зеркало,
исторические документы и письма, антикварные ювелирные украшения, денежные
купюры и монеты... Иногда в рамку помещают клеенчатые номерки, которые
привязывают на ручку малышу в роддоме.
Вовсе не обязательно вешать все
полотна на стену, можно найти и более "креативное" решение...
"Небрежно" прислоненная к стене картина создаст атмосферу легкого
художественного беспорядка и гламурной обстановки модной студии.
Некоторые поклонники багета
используют его в интерьере, обрамляя окна и дверные проемы, делая из багета
плинтус и даже имитируя планками лепнину на потолке. А еще багетом окружают
плазменные панели и аквариумы, встроенные в стену, - чем не живые картины? Так
что смело экспериментируйте!
Сейчас в Россию импортируется багет
из стран Западной и Восточной Европы, Великобритании и США. По результатам
небольшого опроса среди профессиональных багетчиков складывается следующая
картина: по дизайну бесспорным лидером является Италия, что, в общем,
неудивительно. Очень интересными для любителей антикварных изделий покажутся
разработки испанских фабрик, склонных использовать в декоре элементы старинных
стилей. Для Великобритании, которая известна в мире как поставщик прогрессивных
дизайнерских идей, багетный бизнес не стал исключением: с туманного острова
везут профиль, из которого получаются стильные рамы для современной графики. А
качественные изделия немецких производителей отлично подходят для простых
строгих рам. При этом дороже всего багет производства Великобритании, за ним в
порядке убывания идут изделия из Германии, Италии, Испании и России.
В последние годы в нашей стране
стали появляться фабрики по производству багета, предлагающие большой выбор
неплохого и сравнительно недорогого товара. Пока профессионалы сходятся во
мнении, что отечественные производители еще не вышли на высокий уровень
качества и дизайна в силу небольшого опыта, ведь новейшему российскому
багетному рынку всего лет десять. На сегодняшний день это очень динамичный
бизнес, и на самой важной международной профессиональной выставке багетчиков SACA-Quadrum (она проводится в феврале в
итальянском городе Болонья) уже никто не удивляется большому количеству
представителей России. Тем не менее, моду нашим потребителям пока диктуют
европейские страны.
Выбор багета дело ответственное -
любоваться результатом придется вам лично. Поэтому есть смысл отвезти картины и
фотографии, которые вы намереваетесь обрамить, в мастерскую: на месте можно
будет приложить образцы багета и паспарту к изображениям и увидеть, как они
сочетаются.
Багет В зависимости от формы картины,
рама, собранная из багета, может быть прямоугольной, круглой, овальной, шести-
или восьмиугольной. Багет - это расходный материал, планка. Он различается по
материалам и профилю, а также по стилям и цветам. Материалы - древесина, металл
(алюминий) и пластик - различаются по цене и потребительским характеристикам.
Наиболее дорогим и весьма капризным материалом является дерево. Оно боится
чрезмерной влаги или сухости, чувствительно к перепадам температуры.
И, тем не менее, настоящая рама может быть сделана только из
дерева, - это единодушное мнение всех багетчиков. Число вариантов декора и
стиля деревянного багета почти бесконечно: подобрать раму возможно и к
оригинальной голландской живописи, и к современной графике. Именно поэтому
деревянная рама прекрасно вписывается в любой интерьер.
Для изготовления багета используют
твердые (дуб, яблоня, вишня, орех, рамин, аюс) и мягкие (бальза, сосна, ель)
породы древесины. Твердые за счет плотной структуры менее чувствительны к таким
внешним факторам, как влажность и температура, что обеспечивает им более
продолжительный срок жизни. Они чаще используются для производства тонкого
багета. Из скромницы-сосны делают широкие планки. Благодаря пористой структуре
ее древесина хорошо держит мастики и специальные пасты для формирования декоративных
элементов. Производители наносят на багет до нескольких десятков слоев мастики,
имитируя старинные рамы, и даже припудривают его для большей достоверности
искусственной пылью. На старинных рамах лепнина выполнялась из гипса, затем ее
грунтовали и покрывали золотом или бронзой.
Самый скромный багет из дерева
обойдется в $ 1 за метр, планка посимпатичнее - около $ 30. Цена на дорогой
деревянный багет начинается от $ 100-120 за 1 пог. м
Алюминий
наиболее долговечен и прочен, но производят из него в основном узкие
прямоугольные рамки без рисунка. Хотя дизайн такого багета не отличается
разнообразием, выбор цветов огромен. Мастера считают алюминий скорее офисным
материалом, предлагая из него рамы для документов, дипломов, строгой графики,
фотографий. Алюминий в доме, по их суровому мнению, годится только для
интерьеров в стиле high tech
или минимализм.
Алюминиевый багет стоит от $ 3 до $
40 за метр; при этом цена напрямую зависит от ширины планки
Пластмасса
- недорогой и универсальный материал; разнообразие орнаментов и размеров
пластикового багета не ограничено. Кроме того, рамы из пластика легче
деревянных, а выглядеть могут так же, с точностью до деталей (не каждый
покупатель "на глаз" отличит деревянную раму от пластмассовой, хотя
последняя имеет "мыльный" отблеск). С точки зрения профессионалов,
основной недостаток этого "бездушного и холодного" материала -
искусственная природа и "неспособность служить достойным обрамлением для
настоящих произведений искусства". Для картин действительно большого размера
пластмассу использовать не стоит: по определению, это довольно гибкий материал,
а значит, может со временем деформироваться. Но для влажных помещений - ванной
комнаты, кухни - он подходит, потому что не боится влаги и перепадов
температуры.
Профиль
багета - это силуэт, который виден на поперечном срезе планки. Делят
профили на классические, обратные и плоские. Классический профиль создает
эффект перспективы внутрь картины. Соответственно, обратный профиль дает
противоположный эффект, как бы "выталкивая" изображение на зрителя. И
совсем никаких "спецэффектов" не дарит плоский профиль - рама из
простой декоративной планки.
В заключение следует упомянуть еще
об одном "подвиде" багета. Окантовка, или слип, - это очень узкий
багет, который создает дополнительную тонкую рамку между основной рамой и
паспарту или между паспарту и изображением. Слип используют, если необходимо
усложнить визуальное восприятие художественного произведения.
Рассчитать длину багета для
прямоугольной рамы достаточно просто и самому. Картина измеряется по периметру,
затем к длине прибавляется ширина багета, умноженная на 8 (это необходимо
потому, что для формирования углов под 45° от багетных планок отрезается 8
угловых кусков, из-за чего внутренние размеры рамы уменьшаются). Скажем, если
для картины размером 70×100 см требуется багет шириной 15 см, расчет ведут
следующим образом: 70×70×100×100×(15×8)=460 см.
Кроме того, для оформления изображений
на бумаге – таких как фотографии или постеры, необходимо стекло. Впрочем,
стекло можно заменить и ламинированием – на фотографию накладывают прозрачную
пленку и закрепляют ее под давлением. Кроме того, потребуются паспарту, иногда
уплотнитель, задник и, конечно же, рама.
Итого
Каждый покупатель выбирает тот
"комплект составляющих", который интересен лично ему. Стоимость
готового изделия будет напрямую зависеть от того, какой набор вы выберете и
насколько сложным окажется заказ. Чтобы было немного понятнее, в какую сумму
может вылиться визит к багетчикам, предлагаем ознакомиться с предложениями двух
мастерских разного уровня. Для графического рисунка на листе бумаги формата А4
(21×29,7 см) были предложены варианты оформления и просчитаны минимальные,
средние и максимальные затраты.
Мастерская
А.
Эконом-вариант: простое стекло, без
паспарту, простой задник, пластиковая рама. Цена - до 300 руб.
Средний вариант: обычное
полированное стекло, простое паспарту, тонкая деревянная рама. Цена - до 750
руб.
Дорогой/антикварный вариант:
музейное безбликовое стекло, музейное паспарту, задник - архивный картон,
деревянная рама (сусальное золото или дорогой шпон, патина). Цена - 2000 руб. и
выше.
Мастерская
Б.
Эконом-вариант: простая рамка,
обычное полированное стекло, задник из гофрокартона. Цена - от 300 руб.
Средний вариант: рама, паспарту
средней ценовой категории, обычное полированное стекло, задник из плотного
картона. Цена - от 600 руб.
Дорогой вариант: любой комплект по
цене от 1200 рублей.
На
основе статьи из журнала «Идеи Вашего Дома»
07/2004 год |