Однажды мы с подругой сидели в
кафе. Жевали пирожные, перемывали косточки знакомым, и рассматривали
«черно-белые» портреты. Кафе было оформлено в ретро стиле. Один из тех
портретов я была готова унести с собой – пусть Одри Хепбёрн в огромной шляпе
улыбается мне в моей комнате. Но, поделившись идеей с подругой, не встретила
поддержки. Та лишь пожала плечами: зачем тебе дома портрет чужого человека? Разве
это не выглядит претенциозно?
Я задумалась: может быть, она
права?
И только я задалась этим
вопросом, как на каждом шагу мне стали встречаться портреты знаменитостей.
…Открываю глянцевый журнал, а там рассказ об интерьере квартиры известного московского дизайнера. На одной из стен два портрета: фотография Софи Лорен прекрасно уживается с
фотографией мамы этого дизайнера в
молодости.
…Встречаю беременную подругу, и она признаётся мне, что повесила в спальне портреты
Вивьен Ли и Кларка Гейбла, героев «Унесённых ветром». Просыпается, смотрит на
фотографию и плачет от умиления. Муж терпит, видно считает, что это каприз,
который надо пережить.
…Включаю телевизор – и там беседа
с маститым режиссёром. Он вместе с ведущим программы сидит на диване, а над
диваном - галерея портретов: глаз выхватил Юрия Любимого и Аркадия Райкина, Андрея
Миронова и Владимира Высоцкого.
А потом я вдруг припомнила, что у
моих дедушки с бабушкой стояли на стеллаже фотографии Есенина и Маяковского. И
даже, то, как «проходили» в школе их творчество, не стёрло тот
изначальный интерес к ним, который возник при взгляде на их портреты.
Похоже, что люди всегда украшали
портретами знаменитостей свои дома. Но почему?
Мой приятель, фанат бокса, у
которого на стене висит портрет Майка Тайсона, объясняет: «Понимаешь, фотография
спортсмена в момент триумфа – это чистый миг победы. А ты…вроде как соучастник
этого момента».
Знакомый математик для
вдохновения всматривается в лицо Лобачевского, восхищаясь не только его
талантом, но и волей. Увидеть мир по-новому, разработать теорию и отстаивать
её, несмотря на полное отсутствие признания со стороны математических светил – для
этого нужно большое мужество…
Но вернёмся к тем, с кого начался
разговор – к голливудским красавицам. Зачем люди хотят видеть перед собой фотографии Софи Лорен, Марлен Дитрих, Одри
Хепбёрн, других актрис, давно ушедших со сцены?
На первый взгляд, ответ очевиден:
– приятные воспоминания. Человек воскрешает свою молодость и то состояние
влюблённости, которое молодости присуще. Вспоминает трогательные моменты, связанные
с фильмом, с героиней, просто с тем временем ...
Но как в эту схему втиснуть
молодых людей? У них нет подходящих воспоминаний, они и старых фильмов не
видели, порой они даже не знают имён этих актрис. Но приносят в свой дом их
портреты, и находят в этих прекрасных лицах спасение от повседневной суеты. Неподдельная,
ошеломляющая естественная красота актрис как глоток свежего воздуха в
современном глянцевом мире.
Гениальные фотографы смогли
подметить жажду любви, готовность жить ради творчества, умереть ради победы -
всё то, что скрыто в лицах кинозвёзд, поэтов, спортсменов. Поэтому их портреты
притягивают взгляд.
А то, что портреты в основном
чёрно-белые, даёт простор воображению и возможность для сотворчества. Вот
почему эти фотографии так завораживают, вот почему можно часами изучать
знаменитые фотопортреты и каждый раз находить в них что-то новое…
Право, не знаю, убедят ли эти мои
мысли мою подругу…
Но, с некоторых пор, каждое утро,
просыпаясь, я поднимаю глаза и встречаюсь с лукавым взглядом из-под широких
полей шляпы. «Доброе утро, Одри», – говорю я. Инна Симонова www.art-plakat.ru
|